среда, мая 08, 2013

Резервный банк Новой Зеландии усугубил мировую валютную войну

Валютная война только что вступила в новое измерение - интервенцию.
До настоящего времени конкурентная девальвация валют была, главным образом, спровоцирована мерами центральных банков по смягчению денежно-кредитной политики с целью увеличения объемов кредитования и девальвации национальных валют. Затем в центре внимания оказался Резервный банк Новой Зеландии.

Как и большинство других центральных банков, в последние годы он боролся с мировым финансовым кризисом путем снижения процентных ставок. Тем не менее, в отличие от большинства других стран ситуация в Новой Зеландии оказалась довольно хорошей. Ее экономика не стала замедляться, при этом наблюдался резкий рост цен на жилье, и центральный банк прекратил снижение процентных ставок, когда они оказались на уровне 2,5%.

Многие центральные банки уже понизили свои процентные ставки почти до нуля, а Европейский центральный банк рассматривает возможность введения отрицательных процентных ставок. Учитывая все это, привлекательность новозеландского доллара не удивительна. В последние месяцы покупки этой валюты участились, тогда как восстановление мировой экономики застопорилось, и все большее число центральных банков стали проводить смягчение денежно-кредитной политики, понижая ставки.

Только за последние шесть недель Банк Японии, Федеральная резервная система США, Европейский центральный банк, Резервный банк Австралии и Резервный банк Индии объявили об изменении своей политики. Как ожидается, многие другие центральные банки вскоре последуют их примеру. То, что перспективы процентных ставок в Новой Зеландии и новозеландский доллар стали еще более привлекательными, не стало хорошей новостью для РБНЗ. Поэтому видя, что он не может поступить подобно другим центральным банкам и понизить ставки, РБНЗ решил провести интервенцию.

Управляющий РБНЗ Грэм Уилер во время присяги комитету парламента признал, что банк проводил "некоторые интервенции", и что банк "способен осуществить дальнейшие интервенции". Заявление Уилера не сильно удивило рынки, учитывая наблюдавшуюся в последнее время динамику новозеландского доллара. Тем не менее, его слова просигнализировали о том, как далеко сейчас готовы зайти центральные банки для того, чтобы сохранять конкурентоспособность национальных валют.

Зачастую, когда центральный банк проводит интервенцию, он намерен привлечь как можно больше внимания. Чем громче он бьет в барабаны, тем сильнее он может отпугнуть покупателей своей валюты, и тем успешней окажется вся эта операция.
Однако этого нельзя сказать о РБНЗ.

В текущих условиях столь публично манипулировать валютным курсом себе в угоду, вероятно, означает настроить против себя Большую двадцатку, а также Международный валютный фонд.
Уилер признался в этом только тогда, когда его вынудили сделать это. И теперь, когда его тактика подтвердилась, он может обнаружить, что интервенция не только становится менее эффективной, поскольку рынок начинает проверять на прочность решимость центрального банка, но также может спровоцировать международную критику, что сделает продолжение интервенций РБНЗ более трудной задачей.
Тем не менее, оружие, которое центральные банки готовы использовать в ходе валютных войн, похоже, становится все тяжелее.