четверг, мая 09, 2013

Западным компаниям стоит остерегаться чар индийского потребителя

Международные компании-производители потребительских товаров оказались под воздействием индийских чар. Однако им следует проявить осторожность. Привлекательность Индии понятна: население страны, переваливающее за миллиард, тратит сейчас больше, чем когда-либо. Согласно Ананду Моуру из ICICI Securities, продажи потребительских товаров повседневного спроса будут расти темпами 17% в год в период по 2015 год.

Этот рост привлекает внимание таких компаний, как Unilever и GlaxoSmithKline, которые в общей сложности тратят 6,3 млрд долл на увеличение своих долей в индийских дочерних компаниях. Впрочем, с индийским рынком не все так гладко. Во-первых, экономика оказалась в уязвимом положении. Рост ВВП за год по март, как ожидается, составит около 5%. Этому могут позавидовать развитые рынки, однако для Индии это самый низкий показатель за десятилетие.

На год, завершающийся в марте 2014, Международный валютный фонд прогнозирует рост на 5,8%. Еще одна проблема - устойчиво высокая инфляция. В марте годовые темпы инфляции потребительских цен в Индии достигли 10,4%.
Во-вторых, спрос, возможно, искусственно подогревается популистской политикой. За год, завершившийся в марте, индийские власти предоставили субсидии на топливо, удобрения и продовольствие на сумму около 48 млрд долл, а также простили фермерам выплаты по кредитам примерно на 10 млрд долл за последние четыре года. Расходы могут еще больше возрасти перед национальными выборами в следующем году. Однако если политический курс изменится, спрос может пострадать.

Дели сталкивается с необходимостью обуздать свой бюджетный дефицит, достигающий 5,2% от ВВП. На прошлой неделе правительство объявило о снижении субсидий на удобрения примерно на 15% и недавно также сократило субсидии на топливо. Поводом для беспокойства является и увеличение издержек. Зарплаты в индийском подразделении потребительской продукции GlaxoSmithKline выросли на 35% в годовом исчислении между январем и мартом. Цена пальмового масла, одного из ключевых видов сырья, может подскочить вверх в этом году из-за сокращения поставок, указывает Nomura.

Конкуренция также составляет проблему. Ценовые войны, например, на рынке стирального порошка, не редкость. Godrej Consumer Products (532424.BY), один из крупнейших игроков в секторе, увеличил расходы на рекламу на 55% в октябре-марте по сравнению с тем же периодом предыдущего года.

Что немаловажно, рост частного потребления за 12 месяцев, завершившихся в марте 2013 года, составил 4,1%, что соответствует минимальному уровню за десять лет, согласно крупнейшему рейтинговому агентству страны Crisil. Для западных мультинациональных корпораций, сталкивающихся с отсутствующим или слабым ростом на развитых рынках, увеличение инвестиций в Индию кажется хорошим вариантом. Однако преобразование этого потенциала в прибыль - трудная задача.