пятница, мая 24, 2013

Экспорт японских автомобилей в Китай в апреле достиг максимума 15 912 единиц с августа

Через девять месяцев после того, как спор о группе необитаемых островов вылился в антияпонские демонстрации в Китае, дипломатические связи остаются натянутыми, однако торговля между двумя странами восстанавливается, и китайские потребители смягчили свое отношение к японским автомобилям, которые стали мишенью народного гнева в прошлом году.

Данные, опубликованные в среду, показали, что Япония поставила около 16 000 автомобилей в Китай в апреле, более чем в три с половиной раза выше по сравнению с минимумом в октябре. Затянувшийся спор по поводу островов Сенкаку/Дяоюйдао в Восточно-Китайском море обострился в августе и сентябре, и тогда группы китайцев устроили демонстрации, завершившиеся погромом японских компаний и атаками на японские автомобили, причем по крайней мере в одном случае ущерб получил и водитель, на фоне призывов к бойкоту японских товаров.

Через три месяца экспорт японских автомобилей в Китай рухнул на 80% и в октябре достиг минимума 4417 автомобилей. Но, похоже, динамика развернулась: экспорт за апрель в количестве 15 912 автомобилей стал максимумом с августа, хотя продажи все еще примерно на 14% ниже прошлогодних уровней.

"Политическое напряжение между Японией и Китаем значительно отразилось на экспорте транспортного оборудования /автомобилей и запчастей/ из Японии в Китай", - написал в заметке в среду экономист Кити Мурасима из Citigroup, однако апрельские данные, "похоже, указывают на существенное ослабление негативных последствий".
Китай и Япония так и не приблизились к урегулированию претензий в отношении островов, особенно после того, как японский премьер-министр Синдзо Абэ в декабре привел к власти более националистическое правительство, а новое руководство Китая под предводительством Си Цзиньпина желает продемонстрировать силу.

Вероятность конфликта остается высокой, и обе стороны жалуются на продолжающееся вмешательство, однако призывы Китая бойкотировать японские товары, по всей видимости, сошли на нет в отсутствие прямой конфронтации. При этом территориальный спор никогда серьезно не влиял на покупки китайских товаров в Японии.
"По большому счету, я не заметил какого-либо улучшения отношений", - заметил Ши Иньхун, профессор международных отношений в Китайском народном университете. По словам Ши, улучшение торговли произошло без какого-либо содействия со стороны китайских лидеров, однако "эксперты и чиновники по-прежнему считают, что торговля выгодна для обеих сторон, и не следует вводить экономический бойкот".

На автотранспортные средства приходятся лишь 4,4% японского экспорта в Китай, однако, будучи заметными, эти продукты в первую очередь попали под удар на фоне обострения отношений, поэтому восстановление их экспорта в некотором смысле символично.
Доля японских брендов на китайском автомобильном рынке в октябре упала до 7,61% с 20% в июне, однако в апреле восстановилась до 16%. Частично этому способствовали активные меры, призванные удовлетворить вкусы китайских потребителей и предложить лучшие гарантии. Nissan Motor Co.'s (NSANY, 7201.TO), к примеру, пообещала бесплатно отремонтировать каждый автомобиль, поврежденный во время антияпонских демонстраций.
Один из новых покупателей, 33-летний менеджер проектов в шанхайской IT-компании Янь Кэ, в конце апреля приобрел Qashqai, который в Китае продается Nissan, а выпускается СП между японской компанией и ее китайским партнером.

"Я хотел купить этот автомобиль год назад и откладывал на него деньги, - сказал Янь. - Мне совершенно все равно, что происходит между Китаем и Японией".

Проигравшей от восстановления торговли является Южная Корея, для которой этот спор был возможностью увеличить собственный экспорт в Китай. Продажи Hyundai Motor Co. (HYMLY, 005380.SE) и Kia Motors Corp. (000270.SE) взлетели более чем на 60% с июля по январь. Теперь, когда японские автопроизводители восстановили часть позиций с пика напряженности, Корея потеряла прежнее положение: продажи Hyundai в Китае упали на 21% в апреле с января, а продажи Kia снизились на 16%, хотя показатели обеих компаний остались намного выше прошлогодних уровней.

Несомненно, основной фактор, угрожающий торговым отношениям, - это замедление экономики Китая, которое ограничило общий экспорт в Китай во второй половине прошлого года. По мере обострения территориальных споров экспорт снижался в среднем на 14% ежемесячно с июля по ноябрь по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
"Конфликт в отношении Сенкаку ухудшил и без того негативный тренд", - прокомментировал экономист HSBC Japan Идзуми Дювалье.

Общий экспорт в целом восстанавливается не так быстро, как экспорт автомобилей, и тренд омрачается последствиями Китайского нового года, который обычно искажает данные по потреблению и торговле в первые месяцы года. Тем не менее общий экспорт Японии в Китай превзошел прошлогодний уровень, хоть и немного, как показали данные за апрель.
По словам Дювалье, затянувшийся застой в данный момент "имеет меньшее отношение к последствиям территориальных споров и большее - к общему замедлению китайской экономики".

Как отмечают экономисты, восстановление говорит о том, что бизнес берет верх над политикой в Китае и Японии, которые обе стараются стимулировать рост.
"С фундаментальной точки зрения китайская и японская экономики все еще взаимно дополняют друг друга, - указал Чживэй Чжан, старший экономист по Китаю в японской брокерской фирме Nomura. - Китай не может отказаться от высококачественных японских товаров, а международные компании - от огромного китайского рынка".

Туристические связи восстанавливаются более медленными темпами. Количество китайских туристов в Японию достигло рекорда 190 000 человек в августе 2012 года, однако к ноябрю их число упало ниже 52 000 человек. К апрелю волна туристов вновь выросла до 100 000 человек, но тем не менее их количество было на треть меньше по сравнению с прошлым годом.
Восстановление активности можно некоторым образом связать с ослаблением иены, которое довольно сильно снизило стоимость отдыха в Японии. Что касается японцев, обменный курс, а также опасения насчет враждебности, которая их ждет в Китае, могут объяснить падение количества японских туристов в Китае в последние месяцы. Число японских туристов в Китае в апреле снизилось на 26% до 228 000 человек с аналогичного периода прошлого года.

В Китае все экономические последствия территориальных споров могут проявиться не сразу. Япония вкладывает примерно 7% всех ПИИ в Китай, однако согласно опросу, проведенному в январе и опубликованному в марте Японской внешнеторговой организацией, 70% японских компаний считают, что коммерческие риски в Китае выросли.

Японские компании уже рассматривали возможность переместить некоторые операции из-за роста заработных плат в Китае. По данным опроса Jetro, число фирм, изучающих вариант сокращения операций или полного выхода с китайского рынка, более чем утроилось по сравнению с двумя годами ранее до 7,5%. Раджив Бисвас, старший экономист по Азии в IHS, указал, что конфликт по поводу островов может ускорить этот тренд.
"Японские компании будут перемещать цепочки поставок из Китая, поскольку они хотят ослабить уязвимость", - пояснил он.

"Компании сохранят нынешние объекты в Китае, однако, принимая решение о возможности расширения завода или постройки новой фабрики в другом месте, они будут склоняться в сторону других конкурентоспособных стран - Таиланда, Индии, Индонезии, Вьетнама и, возможно, Тайваня", - добавил он.