пятница, сентября 14, 2012

Списывать доллар со счетов, возможно, преждевременно

Федеральная резервная система /ФРС/ США объявила о таких мерах количественного смягчения, которых мы никогда не видели.
И реагирование на них американской валюты, возможно, будет таким же непредсказуемым.
Первая реакция доллара США оказалась ожидаемой.

Он упал, и упал резко, так как планы неограниченной интервенции центрального банка США на рынке ценных бумаг, обеспеченных ипотекой, повысили перспективы снижения доходности по облигациям США и снизили привлекательность традиционных валют-убежищ.
Что касается других активов, то, как и можно ожидать после активного вливания ликвидности на финансовые рынки, фондовые рынки выросли, а цены на сырьевые товары повысились в ожидании того, что мировой спрос усилится.

Но эта первая реакция может оказаться недолговечной, так как на финансовых рынках продолжают обдумывать последствия действий ФРС.
Во-первых, Бен Бернанке объявил о ежемесячном количественном смягчении на сумму 40 млрд долларов до тех пор, пока это не приведет к снижению безработицы. Возможно, это больше, чем мог надеяться рынок. Масштабы смягчения вполне можно было бы рассматривать как тревожные, учитывая недавние надежды на то, что восстановление экономики США, возможно, начало ускоряться.

Кроме того, программа в целом может в значительной степени рассматриваться как последний шанс ФРС на стимулирование роста, так как у центрального банка, скорее всего, больше не осталось ресурсов, даже если мировая экономика, читай - долговой кризис еврозоны, вновь выйдет из-под контроля.

Однако именно влияние этой программы на экономику США, или отсутствие оного, вполне сможет диктовать динамику доллара в долгосрочной перспективе.
Пообещав в обозримом будущем совершать неограниченные покупки ценных бумаг, обеспеченных ипотекой, ФРС, возможно, надеется оживить рынок жилья и обеспечить подъем рынка труда.


Но это, возможно, побудит американских потребителей, которые и без этого уже сильно обременены долгами, еще больше брать займов в то время, как увеличение денежной ликвидности грозит спровоцировать инфляционное давление в будущем.
И все это будет иметь место тогда, когда экономика США станет перед лицом "налогового обрыва", который обнаружится в следующем году, когда истечет срок введенных ранее налоговых льгот, ударив по спросу потребителей.

Другими словами, будет ли эта последняя попытка ФРС стимулировать экономику хотя бы немного успешней, чем первый и второй этапы количественного смягчения?
Как показывает доходность по облигациям США, то ответом на этот вопрос будет "нет".
Доходность сначала выросла, а потом упала после заявления ФРС, а теперь она находится примерно на том же уровне, на котором была до заявления.
Падение доллара против высокодоходных валют, так как активы-убежища перестали пользоваться спросом, вряд ли удивительно. Сырьевые валюты и валюты развивающихся стран пользуются успехом.

Однако, поскольку мягкая денежно-кредитная политика будет сохраняться в низкодоходных странах, например, в Японии, еврозоне и даже в Великобритании, серьезные потери доллара против других основных валют могут оказаться краткосрочными.
Естественно, что иена уже ощутила трудности роста против доллара, так как ожидания в отношении смягчения или рыночной интервенции со стороны Банка Японии - это труднопреодолимая сила.

Таким образом, первая реакция доллара на действия ФРС в четверг вечером вполне может таковой и обернуться - автоматической реакцией, которая не отражает того, как будет вести себя американская валюта в более долгосрочной перспективе.