понедельник, декабря 26, 2011

Китайско-японское соглашение, как ожидается, усилит роль юаня в международной торговле


Широкомасштабное валютное соглашение между Китаем и Японией, как ожидается, усилит роль китайского юаня в международной торговле, однако Пекину по-прежнему необходимо внести существенные изменения в управление экономикой, прежде чем юань станет ключевой валютой, такой как доллар США или евро.
Экономические проблемы в Европе и США подорвали доверие рынка к доллару и евро, однако у инвесторов, которые ищут убежища для хранения своих сбережений, мало других вариантов. Китай наряду с другими странами выступил против господства доллара в международной торговле и предложил другие пути управления международной валютной системой, включая предоставление более значимой роли Международному валютному фонду /МВФ/, а также усиление роли юаня.
Эти дискуссии по большей части были теоретическими. Однако в ходе визита премьер-министра Японии Ёсихико Ноды в Китай, который закончился в понедельник, Китай и Япония объявили о ряде соглашений, которые будут способствовать использованию юаня в торговых и инвестиционных операциях между второй и третьей по величине мировой экономикой. Это в некоторой степени ограничит использование доллара в Азии, наиболее быстро растущем регионе мира. В частности, две страны договорились о проведении прямых торговых операций в юанях и иенах, не конвертируя вначале свои валюты в доллары, а также о том, что Япония будет держать юань в своих валютных резервах, которые сейчас по большей части деноминированы в долларах.
Япония "похоже, косвенно признает, что в будущем в Азии будет существовать единая доминирующая валюта, и это будет не иена", - отметил Барри Айхенгрин, историк экономики в Университете Калифорнии в Беркли. "Это ускоряет появление мультивалютного мира, но это лишь одна из ста ступеней на пути", - добавил экономист Гарвардского университета Джеффри Френкель.
Представитель правительства Японии заявил, что в будущем азиатские валюты "могут стать более значимыми, чем в настоящее время". Однако Япония вовсе не обязательно приняла решение покупать китайские долговые обязательства, основываясь на мнении о том, что юань, вероятно, станет более популярной и доминантной валютой по сравнению с иеной. "Роль иены, скорее, станет более значимой для других стран, если мы углубим наши отношения с ними", - отметил он.
Этот пакт был принят в то время, когда юань испытывает понижательное давление, поскольку инвесторы и компании снизили свои ожидания относительно дальнейшего роста китайской валюты. Соглашение указывает на то, что Китай намерен ускорить свои усилия по повышению роли юаня за границей. Это особенно очевидно на фоне решения Токио о покупке государственного долга Китая объемом до 10 млрд долларов для своих резервов. Хотя это составляет лишь около 1% от валютных резервов Японии - вторых по величине после резервов Китая - объемом 1,3 трлн долларов, это символически важно как признак того, что Япония в будущем будет диверсифицировать свои резервы, уходя от доллара.
Тем не менее, подобная динамика, вероятно, получит молчаливое одобрение со стороны правительства США, которое побуждало Китай стремиться к усилению роли юаня. Это связано с тем, что члены правительства США- как и китайские реформаторы - осознают, что для того, чтобы юань играл более значимую роль, Китаю необходимо в значительной степени реорганизовать политику в отношении финансового сектора. По словам Морриса Голдштейна, экономиста Peterson Institute of International Economics в Вашингтоне, эта политика будет включать в себя резкое сокращение валютных интервенций, либерализацию процентных ставок, снижение ограничений для потоков капитала и приведение банковской системы к "более ориентированной на рынок основе", что позволит юаню торговаться свободно.
Подобная политика, вероятно, окажет повышательное давление на юань против доллара, что долгое время было политикой США. Согласно государственному телевидению Китая, представители Японии известили Вашингтон о соглашении до его объявления и вновь заявили о доверии Японии к доллару в долгосрочной перспективе. Представитель Министерства финансов США воздержался от комментариев эту тему.
Соглашения с Японией также соответствуют стремлению Большой двадцатки сделать курс юаня более гибким.
Однако эти соглашения вряд ли в скором времени окажут какое-либо значительное влияние на роль юаня в мировой экономике. Ни Китай, ни Япония не объявили о сроках выполнения этих планов. Власти обеих стран согласились создать рабочую группу для обсуждения того, как заставить эти меры работать.
До настоящего времени Китай предпринял некоторые шаги в сторону либерализации юаня. Гонконг, единственное место за пределами материкового Китая, где юань может торговаться свободно, стал наиболее быстро растущим валютным рынком в мире.
Новые соглашения с Японией включают в себя меры, нацеленные на то, чтобы компаниям было легче проводить прямую конвертацию китайской и японской валют, без необходимости промежуточной конвертации в доллары, что сейчас является обычной практикой. Это изменение должно сократить затраты компаний. Расчеты примерно по 60% всех торговых операций между Японией и Китаем в настоящее время производятся в долларах.
Этот пакет мер также включает в себя "пилотную программу", которая позволит связанному с правительством Japan Bank of International Cooperation продавать деноминированные в юанях облигации на материковом рынке. Детали относительно объема или сроков не разглашались.

Japan Bank of International Cooperation, кредитор, в обязанности которого входит помощь японским компаниям, ведущим бизнес за границей, станет первым зарубежным государственным учреждением, которое предпримет подобные шаги, так как рынок облигаций Китая, объем которого составляет более 20,1 трлн юаней /3,2 трлн долларов/ непогашенного долга, в целом был запретной зоной для зарубежных эмитентов.
До сих пор Азиатский банк развития и Международная финансовая корпорация, финансовое подразделение Всемирного банка, были единственными зарубежными эмитентами облигаций, деноминированных в юанях, в Китае. Ни один из них не связан с каким-либо иностранным правительством.
Выбор материкового Китая для выпуска облигаций, а не Гонконга, где процентные ставки по облигациям, деноминированным в юанях, ниже, "демонстрирует заинтересованность со стороны Японии в продвижении юаня", заявил Вун Кин Чиа, аналитик Royal Bank of Scotland.
В последние недели Пекин представил ряд мер, направленных на стимулирование использования юаня за границей. В частности, эти меры позволяют иностранным компаниям инвестировать накопленные за рубежом юани в материковом Китае.
Народный банк Китая, центральный банк страны, также использовал так называемые валютные своп-операции с другими центральными банками, чтобы зарубежные банки могли предоставить большее количество юаней своим клиентам. В настоящий момент Народный банк Китая проводит подобные операции с десятком зарубежных центральных банков, включая банки Тайланда, Южной Кореи и Новой Зеландии. В целом объем операций составляет 1,2 трлн юаней /187,5 млрд долларов/.

Dow Jones Newswires