среда, ноября 27, 2013

Евро осложняет корректировку дисбалансов в странах еврозоны

Немецкий Бундесбанк вступил в полемику по щекотливому для Европы вопросу: осложнил ли евро для стран валютного блока возможность корректировки дисбаланса текущего счета платежного баланса. Центральный банк пришел к выводу, что осложнил, и он может создать проблемы для валютного блока в будущем. "Корректировка текущего счета платежного баланса значительно затруднена в странах, которые являются членами валютного союза", - заявили два экономиста Бундесбанка в документе, опубликованном в понедельник центральным банком.
Если дисбаланс окажется устойчивым, то "в конце концов, это повысит риск кризиса платежного баланса, который сопровождает разворот потоков капитала. Именно это мы и обнаружили в данных", - пишут Сабина Херманн и Аксель Йохем.

Эти экономисты сопоставили данные с 1994 по 2011 годы всех 27 стран ЕС, входящих и не входящих в еврозону. Анализ охватывает страны с гибким обменным курсом и фиксированным обменным курсом, которые также имеют большую свободу в отношении процентных ставок в рамках денежно-кредитной политики.

Текущий счет платежного баланса в основном состоит из баланса торговли товарами и услугами, но также включает доходы по инвестициям. Когда соответствующий дефицит растет, то нормальной корректировкой для страны будет обесценение валюты. Это дает рост экспорта, который становится более конкурентным по ценам на мировых рынках. Негативным фактором является дальнейшая инфляция.
"Режим обменного курса действительно имеет значение для темпов корректировки текущего счета платежного баланса", - пишут авторы.

У отдельных стран еврозоны не осталось таких каналов обмена валюты, как они имели до присоединения к валютному союзу. Курс евро за последние несколько лет находился значительно выше долгосрочного среднего значения, несмотря на высокий дефицит внешней торговли и текущего счета платежного баланса на юге Европы. Более сильные страны на севере, например, Германия, Австрия и Нидерланды демонстрируют масштабное положительное сальдо, что выравнивает положение.
Другими словами, евро, возможно, слишком силен для Испании, Италии и Греции, но слишком слаб для Германии.

Согласно оценке экономистов Бундесбанка, в странах со свободно плавающим обменным курсом половину потенциального дисбаланса текущего счета можно устранить за один год.
"Для стран, присоединившихся к валютному союзу, напротив, корректировка дисбаланса становится намного более медленной: темпы корректировки составляют всего 24% в год", - отмечают экономисты.

Тем не менее, многим странам еврозоны, пострадавшим от кризиса, удалось понизить масштабный дефицит текущего счета, несмотря на ограничения, налагаемые евро. В 2008 году дефицит Испании составлял почти 10% от ВВП. Ожидается, что в этом году Испания достигнет положительного сальдо, что произойдет впервые с середины 1980-х. Греция сократила свой дефицит с 15% от ВВП в 2008 году, и сейчас она почти добилась баланса. Португалия также сократила свой дефицит с двухзначных значений почти до баланса.

Эти тенденции не обязательно противоречат выводам Бундесбанка. Дефицит сократился, но это был долгий процесс, вызвавший некоторые сложные последствия для отдельных регионов Европы.
В Испании корректировке способствовал быстрорастущий экспорт. Но, в целом, текущий счет платежного баланса был скорректирован за счет резкого падения внутреннего спроса, приведшего к сокращению импорта. Результатом стали скачок безработицы в Южной Европе, стагнация зарплат и остающиеся без изменения или снижающиеся потребительские цены. Это говорит о том, что до ярко выраженного восстановления экономики еще очень далеко, даже если счета выглядят лучше.

И на этом риски со стороны текущего счета платежного баланса не кончаются, несмотря на стабильность процентных ставок в еврозоне, отмечается в документе Бундесбанка.
"Мы не можем исключать возможность того, что отложенный процесс корректировки может привести к кризису платежного баланса с внезапной и беспорядочной корректировкой текущего счета в странах еврозоны", - пишут авторы.
"Это обусловлено тем фактом, что уровень валютного курса, а также волатильность процентных ставок в период кризиса во многом определяются размером внешней помощи", - отмечают авторы.

Чрезвычайные меры, принятые валютным союзом, послужили амортизатором для стабилизирующихся рынков, "но в то же время они могут помешать структурной корректировке, если будут недостаточно встроены в политические реформы".