суббота, марта 30, 2013

RIM делает рискованную ставку на BlackBerry

Research In Motion Ltd. (BBRY, BB.T) отчиталась в четверг о прибыли второй квартал подряд и неплохих продажах нового флагманского телефона, но, возможно, главная информация из уст генерального директора RIM касалась рискованной стратегии по возрождению компании.
План заключается в следующем: выпустить линейку телефонов различных ценовых категорий, чтобы поддержать уменьшающуюся долю на рынке смартфонов и совладать с ожидаемым снижением дохода от услуг.

RIM уже практически разделалась с сокращением расходов и уменьшением штата, и гендиректор компании Торстен Хайнс заявил, что пока воодушевлен запуском BlackBerry Z10, первого телефона под управлением новой операционной системы RIM.
Устройство находится в продаже лишь месяц, причем на ограниченном количестве рынков, и пока неясно, насколько оно успешно.
Однако Хайнс заявил, что уже переключает свое внимание на серию новых продуктов, которые будут выпущены позднее в течение финансового года RIM, просигнализировав о своей готовности к атаке на нескольких различных рынках с бюджетными и средними по цене версиями новых телефонов.

Это изменение в стратегии, на которое Хайнс намекал еще в прошлом, похоже, является признанием того, что BlackBerry вряд ли будет конкурировать наравне с такими лидерами рынка, как Apple Inc. (AAPL) и Samsung Electronics Co. (SSNHY, 005930.SE), в сколько-нибудь скором времени, независимо от степени успешности Z10.
"Не думаю, что кто-то сейчас ожидает, что BlackBerry будет доминировать так же, как когда-то, - отмечает Ал Хилва, аналитик отраслевой консалтинговой фирмы IDC. - Однако компания может выжить и даже процветать за счет собственной микроплатформы с долей рынка 5%-10%, если будет действовать эффективно и в верных масштабах".
Инвесторы хотят больше доказательств. Акции RIM завершили торги в четверг снижением на 0,8%, по 14,45 долл, хотя утром сразу же после публикации отчета демонстрировали рост на целые 10%.

Стратегия RIM не лишена рисков. Восторженно говоря о запуске будущих продуктов сейчас, когда только стартовал Z10, Хайнс делает ставку на то, что RIM может одновременно играть на многих различных рынках. В прошлом компании такое удавалось лишь с ограниченным успехом.
А опубликованная в четверг отчетность подчеркивает некоторые серьезные вызовы, с которым по-прежнему сталкивается RIM.
База абонентов BlackBerry по всему миру снизилась примерно на 3 млн до 76 млн - так сильно этот показатель за три месяца еще не снижался.
Компания объяснила падение главным образом оттоком клиентов в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке, но не стала вдаваться в подробности.
Хайнс был немногословен, когда речь зашла о новых продуктах, но отметил, что ожидает появления новинок в течение текущего финансового года компании, который начался ранее в этом месяце.

"В этом финансовом году мы создаем портфель, так что мы выйдем на рынок с различными продуктами", - отметил Хайнс в четверг в ходе телефонной конференции с аналитиками.
Помимо продажи телефонов, одним из ключевых источников наличности для RIM в последние годы были комиссионные за услуги, выплачиваемые пользователями BlackBerry и операторами. Хайнс отметил, что эти комиссионные, на долю которых приходится более трети дохода RIM, снизились за последний квартал на процент в однозначном диапазоне.
Хайнс ожидает дальнейшего снижения комиссионных при том, что операторы связи стремятся сократить эти платежи теперь, когда позиции RIM на рынке смартфонов, где она когда-то доминировала, серьезно пошатнулись.

Хайнс при этом намекнул на некоторые новые возможности для генерирования дохода от услуг, включая монетизацию популярного мессенджера BlackBerry и разработок, связанных с безопасностью и корпоративными задачами. Однако деталей от него услышать не удалось.
"Состав нашей модели дохода от услуг эволюционирует, и информация об услугах продолжит поступать по мере их запуска, - сказал Хайнс. - Однако в одном сомневаться не стоит. Мы планируем остаться в бизнесе услуг, и мы активно разрабатываем и применяем стратегии для поддержки этих инициатив в будущем".

Тем временем, RIM демонстрирует предварительные признаки успеха со своим новейшим устройством - первым телефоном под управлением новой операционной системы.
Со времени запуска Z10 месяц назад на таких рынках, как Великобритания, Канада и Индия, RIM придерживается консервативной стратегии управления запасами для этого телефона. Компания говорит, что продает до 75% поставляемых телефонов. Это поддержало поток денежных средств, но также создало нехватку устройства на некоторых рынках и заставило RIM увеличить производство, чтобы удовлетворить спрос.
RIM сообщила, что поставила за квартал 6 млн смартфонов, включая около 1 млн Z10.
Эта цифра, конечно, не сразила аналитиков наповал, но оказалась достаточно приличной на фоне задержек с запуском телефона и позволяет предположить, что он все-таки получил положительный прием.

BlackBerry Z10 пришел на американские рынки с запозданием /в магазинах AT&T он появился на прошлой неделе, а в сети Verizon Wireless - лишь в четверг/, а маркетинговая поддержка со стороны операторов была фрагментарной. Запуск телефона в США состоялся слишком поздно для включения результатов в опубликованный в четверг отчет.
По заявлениям RIM, ее собственная рекламная компания и кампании поддерживающих телефон операторов лишь набирают обороты. RIM прогнозирует рост маркетинговых расходов в текущем квартале на 50%.

Следующий на очереди - оснащенный клавиатурой телефон Q10, который, согласно компании, появится на некоторых рынках в апреле и сейчас проходит тестирование у операторов в 20 странах. На рынок США телефон, предположительно, будет выпущен в мае.
RIM также сообщила в четверг, что один из ее основателей, Майк Лазаридис, долгое время занимавший пост генерального директора, уйдет из совета директоров. Это подведет черту под формальными отношениями Лазаридиса с RIM, которые начались примерно 30 лет назад, когда он основал компанию, взяв денег взаймы у своих родителей.
Лазаридис, однако, указал, что не планирует продавать свои акции в RIM - ему принадлежит около 5,7% в компании.