четверг, марта 28, 2013

Выдержит ли Apple удар со стороны Китая?

Центральное телевидение Китая выступило с критикой в адрес Apple, а рупор Коммунистической партии - газета "Жэньминь Жибао" /"Народная ежедневная газета"/ - ругает обслуживание клиентов и практики предоставления гарантии на устройства. Когда государственные СМИ обрушились в 2012 году на Yum! Brands, бренд сильно пострадал, а продажи упали. А репортаж CCTV от 2009 года, посвященный ссылкам на порнографию в результатах поиска Google, предшествовал уходу компании с китайского рынка интернет-поиска.

Падение продаж в Китае плохо отразится на Apple. В целом страна обеспечила 12% от мировой выручки компании в 1-м квартале 2013 года. Рост продаж в Китае на 67% в годовом исчислении существенно превзошел аналогичный показатель самой компании на уровне 18%.
Однако в настоящий момент еще рано говорить о том, что китайские потребители поддались влиянию критики. Как следует из импровизированного онлайн-опроса, проведенного финансовым журналом Caijing, большинство читателей полагают, что ответственность лежит на китайских компаниях. Другие отмечают, что у Китая есть проблемы посерьезнее гарантий на телефоны - к примеру, десятки тысяч мертвых свиней в реке Хуанпу, снабжающей водой Шанхай.

Тем не менее опасность заключается в том, что кампания в СМИ против Apple может предвещать будущие "гонения" со стороны китайского правительства. Задержки в получении разрешений на продажу новых моделей, к примеру, могут привести к потере Apple доли на рынке, поскольку конкуренты в это время будут выпускать более инновационные устройства. Китайские производители смартфонов, такие как Lenovo, Huawei и ZTE, по всей вероятности, выиграют в подобной ситуации, хотя самые большие преимущества получит Samsung, чьи высокотехнологичные устройства конкурируют напрямую с iPhone.
Пока бренд Apple выглядит вполне сильным. Но если государство усложнит доступ к китайским потребителями, продажам будет нанесен значительный удар.