понедельник, января 14, 2013

Анатомия греческого кризиса. Часть 1. Корень всех проблем

Этой заметкой я открываю цикл статей, в котором хотел бы подробно разобрать всю подноготную греческого кризиса и будущие пути выхода из него. Несмотря на то, что греческая экономика составляет всего 2% от всей еврозоны, проблемы в этой стране бумерангом бьют по всем остальным членам валютного союза. В новостных сводках чаще всего говорят о долгах и сокращении расходов, но вся суть нынешнего кризиса значительно глубже. Именно более детальным исследованием главной пороховой бочки Европы я и предлагаю заняться.

В Афинах были вынуждены обратиться за финансовой помощью, но условия её предоставления оказались по-настоящему кабальными. Греция оказалась втянутой в спираль «сокращение расходов — сокращение экономики». Кредиторы регулярно требуют снижения дефицита и уровня госдолга, но в условиях постоянно сжимающихся объёмов ВВП выполнить всё это попросту нереально. Секвестирование бюджета не помогает, поскольку приводит к ещё большему разгону рецессии, а так как все основные показатели рассчитываются «по отношению к ВВП», то прогресса и не выходит.

Вообще о Греции и её населении бытует немало стереотипов. Если где-нибудь в Лондоне или Париже вы спросите простого обывателя об этой южноевропейской стране, то ответы будут сводиться к тому, что греки безумно ленивые, коррупция не знает границ, все только и пытаются мухлевать с налоговыми платежами, а также получать как можно больше социальных пособий. Проще говоря, бездельники, проводящие целые дни в тени под палящим солнцем — именно таков собирательный образ греков в общеевропейском сознании.

Вспомнить только прошедшую в 2004 году Олимпиаду в Афинах. Строительство ряда инфраструктурных объектов, в первую очередь дорог, было завершено с большим опозданием, практически прямо во время проведения Игр. Можно было бы сразу же всё списать на лень греков, но истинной причиной столь продолжительных задержек послужило богатейшее культурное наследие. Рабочие регулярно наталкивались на разного рода исторические памятники и вся работа останавливалась до извлечениях культурных объектов археологами, на что порою уходили месяцы.

2004 год вообще для Греции выдался удачным. Помимо проведения Олимпиады, греки вопреки всем прогнозам и букмекерским ставкам выиграли футбольный Евро-2014, а годом позднее стали чемпионами по баскетболу на европейском первенстве и победили на Евровидении. Как это обычно бывает, начались разговоры о возрождении великого народа и т. п. Казалось бы, ничего не предвещало беды, но именно тогда начались все финансовые проблемы, положившие начало невиданной прежде рецессии.

Олимпиада вылетела в копеечку, и как только в Америке начался ипотечный кризис, это сразу же ударило по Греции. За последние годы греки столкнулись со значительным падением уровня жизни, а безработица бьёт все рекорды. Следует понимать, что нынешний кризис во многом является кризисом еврозоны. После краха американского Lehman, процентные ставки взлетели не только по греческим долговым обязательствам. Стоимость внешних заимствований также возросла и для Ирландии и Португалии, а этим летом Испания и Италия чуть не оказались за бортом долгового рынка.

Ответить же на кризис монетарными мерами в Афинах уже не могли — страна была частью еврозоны и эти полномочия были переданы на наднациональный уровень в Европейский центральный банк. По большому счёту, сама евро была больше политическим проектом. Греция соответствовала лишь нескольким критериям, но на это в европейских столицах предпочли закрыть глаза. Слишком велика и амбициозна была цель создать единый европейский рынок. Кроме того, в Германии, крупнейшей экономике региона, уже потирали руки экспортёры.

Однако, как показывает нынешний кризис, европейцы попросту поставили телегу впереди лошади. Вместо того, чтобы развивать политическую интеграцию, было решено оставить всё как есть и строить единую экономику. Вроде бы по-началу казалось, что путь выбран правильный. Но малейшие трудности выявили малоприятный факт — система эффективного принятия решений на политическом уровне не работает. Главы европейских государств могут месяцами обсуждать какой-то вопрос, так и не находя взаимоприемлемого решения.

Примечательно ещё и то, что к дальнейшей экономической интеграции Европа также оказалась не готова. Если бы всё-таки был запущен механизм единых еврооблигаций, то валютный союз бы получил крайне важный компонент — общую ответственность по долгам. Да что там еврооблигации, весь прошлый год только и говорилось о том, что будет запущен так называемый «фискальный союз» и все национальные бюджеты окажутся под единым контролем чиновников в Брюсселе. Пока же воз и ныне там, и всё снова откладывается всё дальше и дальше.

С другой стороны, кто больше всего выиграл от создания единой валюты? Германия. С момента ввода евро в обращение, немецкий экспорт заметно прибавил. В дальнейшем это привело к снижению конкурентоспособности периферийных стран еврозоны, к числу которых относилась и Греция. Последнее, что удалось сделать грекам, это обновить инфраструктуру к Олимпиаде. Туризм же по сей день остро нуждается в инвестициях, но где их взять? Властям не хватает денег даже на отопление, а инвесторы стараются держаться подальше.

Ещё одной предпосылкой к столько тяжёлой рецессии стал крайне раздутый госсектор. При населении чуть менее 11 млн, число бюджетников на момент начала кризиса насчитывало порядка 700 тысяч. Естественно, правительство было вынуждено пойти на сокращения, что вылилось в массовые беспорядки. Вся драма происходящего ещё и в том, что найти другую работу тем же учителям или врачам, которые также попали под «уплотнение кадров», довольно таки проблематично. В дальнейшем зарплаты бюджетников и пенсии были сокращены на 25 — 30%.

Летом в европейских столицах наперебой заявляли, что «видят свет в конце туннеля» и вот уже скоро начнётся долгожданное восстановление экономики. Всё это происходило на фоне закачки ликвидности в банковскую систему — ЕЦБ в два этапа предоставлял банкам кредиты на льготных условиях. Однако эти деньги быстро кончились и всё снова вернулось на круги своя. Причём, последняя статистика по Греции оптимизмом не блещет. Среди молодёжи безработица достигает 50%, а с начала почти четверть предприятий страны обанкротились.

Если в начале кризиса в 2008 году ВВП просел лишь на 0,15%, то в дальнейшем динамика становится всё более медвежьей: -3,3% (2009), -3,4% (2010), -6,8% (2011). По итогам 2012 года падение экономики ожидается в районе 6 — 7 %. В 2013 г. ВВП будет и дальше катиться в тартарары, по прогнозам экономика недосчитается около 4%. В Афинах уже успели принять программы дальнейшего сокращения расходов, а значит ожидать какого-то восстановления пока просто бессмысленно.

Как оказалось, каких-то экономических рецептов по выходу из подобного кризиса попросту не существует. Из Берлина требуют повышения конкурентоспособности, что по задумке немецких экономистов должно привести к росту экспорта. Вместе с тем, без привлечения инвестиций здесь не обойтись, а с этим сейчас проблемы. Следовательно, падение греческой экономики может смениться длительной стагнацией. В такой ситуации нельзя исключать выход страны из еврозоны, о чем ходили слухи весь 2012 год. О возможном возвращении драхмы поговорим в следующей статье.

Продолжение следует...
Станислав Коваль