вторник, января 22, 2013

Министр финансов Нидерландов возглавит Еврогруппу

Министры финансов еврозоны в понедельник поддержали кандидатуру одного из своих недавно назначенных коллег, министра финансов Нидерландов Йеруна Дайсселблума, на пост президента Еврогруппы, которая определяла ответ региона на долговой кризис.

Дайсселблум сменит Жан-Клода Юнкера, прямолинейного и саркастического премьер-министра Люксембурга, который возглавлял Еврогруппу последние восемь лет. Все страны еврозоны, за исключением Испании, поддержали кандидатуру Дайсселблума. Представители властей Испании не объяснили, почему они не поддерживают нидерландского министра.
Пока остается неясным, какое влияние окажут взгляды Дайсселблума на дебаты в еврозоне. Франция и Германия, две крупнейших страны валютного блока, были склонны доминировать в определении ответа на кризис, причем Юнкер выступал скорее координатором дебатов, чем активным действующим лицом

Выбор 46-летнего голландца отражает слияние ряда сил в еврозоне, говорят представители властей. Дайсселблум является политиком левых взглядов из Нидерландов, который был одним из ключевых лиц, настаивающих на сокращении дефицита бюджета в ходе кризиса. Министры надеются, что это сочетание поможет еврозоне найти правильный баланс между мерами жесткой экономии и экономическим ростом.

"Я также являюсь социал-демократом, поэтому солидарность стоит во главе моего списка приоритетов, - заявил Дайсселблум журналистам после встречи министров финансов в понедельник. - И я убежден, что работа над достижением устойчивости бюджета, сбалансированности бюджета в различных странах не противоречит солидарности".
Тот факт, что он является гражданином менее крупной страны еврозоны, привлекателен для других небольших государств, обеспокоенных франко-германским господством в дебатах.
"В целом мы склонны предпочитать, чтобы чиновники подобного уровня были выходцами менее крупных стран", - отметил министр финансов Ирландии Майкл Нунан.

Министр финансов Франции Пьер Московичи призвал своего коллегу найти баланс между строгостью налогово-бюджетных мер и динамичностью экономики. "Я убежден, что нам необходимо бороться с дефицитами, но Европа не должна быть вовлечена в спираль строгой экономии и рецессии", - сказал он.

Дайсселблум во многом остается "темной лошадкой". Хотя в последнее время он посетил несколько европейских столиц, он является новой фигурой на европейской арене и был выдвинут на свой первый министерский пост в ноябре, после всеобщих выборов в Нидерландах. Когда он прибыл в Брюссель, он в шутку попытался исправить частое неправильное произношение своего имени.

Новому главе Еврогруппы придется быстро подготовиться к борьбе с потенциальными препятствиями на пути восстановления экономики еврозоны. В следующем месяце в Италии пройдут выборы, которые, в случае наихудшего сценария, могут прекратить реализацию экономических реформ в стране, утвержденных технократическим правительством премьер-министра Марио Монти. В марте еврозоне и Международному валютному фонду, возможно, придется составить программу финансовой помощи для Кипра. Кроме того, правительства стран Европы следят за подготовкой перед всеобщими выборами в сентябре в Германии, движущей силой экономики и одним из ключевых двигателей политики в валютном блоке.
Одним из первых заданий Дайсселблума станет принятие решений относительно просьб Португалии и Ирландии разрешить им вернуть полученные в рамках финансовой помощи займы позднее. Две страны официально попросили об этом на заседании в понедельник после того, как в прошлом году министры финансов удовлетворили аналогичный запрос Греции.
По словам Нунана, отсрочка выплат может сэкономить Ирландии миллиарды евро.

Европейские министры финансов рассмотрят просьбу и дадут ответ в марте, сообщил он.
Министры также продолжили свои споры по поводу того, как фонд финансовой помощи региона будет вливать капитал напрямую в банки, что является базовым элементом их плана поддержки уязвимой банковской системы еврозоны.

В прошлом году лидеры еврозоны пообещали позволить Европейскому механизму стабильности /ESM/ приобретать долю в капитале региональных банков, когда будет утвержден и заработает новый орган банковского надзора. Согласно нынешним правилам, ESM позволено выдавать кредиты лишь национальным правительствам, которые затем могут использовать эти средства для рекапитализации банков. Однако подобная схема увеличивает долг на балансе правительств в безденежных странах, которые не могут этого позволить.
Вопрос, вызывающий споры министров, заключается в том, как заткнуть дыры, оставленные в балансе банков потерей по активам, приобретенным до начала работы нового органа банковского надзора.

Группа стран, возглавляемая Германией, Австрией и Финляндией, которые предоставляют наибольшую долю финансовой поддержки для фонда помощи, хочет, чтобы национальные правительства взяли на себя ответственность за большинство убытков, возникающих из-за этих активов. Это отражает их мнение о том, что страны по-прежнему должны быть связаны обязательствами за убытки, возникшие под контролем национальных регуляторов.
Они утверждают, что национальные правительства должны получить долю в капитале проблемных банков наряду с ESM, причем они возьмут на себя первые убытке, прежде чем с потерями столкнется ESM.

"Будет невозможно возложить всю нагрузку на чистых вкладчиков, даже если проблемные страны захотят, чтобы это произошло быстрее", - заявила министр финансов Австрии Мария Фектер.

Франция, Ирландия, Испания и ряд других стран допускают, что национальным правительствам будет необходимо сохранить некоторую ответственность за проблемы, возникшие под их контролем. Однако они хотят, чтобы ESM взял на себя значительную долю ответственности за покрытие убытков, связанных с унаследованными активами.
"Если банк в стране Х постигнет крах спустя четыре недели после начала работы надзорного органа,. то сохранится некоторая остаточная ответственность государства, которое позволило такой ситуации развиваться", - сказал Нунан. Однако "с течением времени растущая ответственность будет централизована", добавил он.

Этот вопрос важен для Ирландии, которая лоббирует принятие еврозоной на себя некоторой ответственности за огромные объемы капитала, которые потребовалась влить в проблемные банки.