вторник, августа 28, 2012

Кто выиграл, а кто проиграл от введения евро?

Топ-новостью в Евро-экономике на этой неделе стала заметка Пола Донована из UBS под названием « Кто выиграл от Евро?» ( ZeroHedge и FT Alpha писали об этом)

Вопрос спорный, потому что инсинуации на тему, кто выиграл от Евро, направлены на уступки тем, кто проиграл.

Обычно споры крутятся вокруг темы, что Германия больше всех выиграла от Евро, и настало время платить долги периферии.

Хорошим аргументом по этому поводу, особенно если вы взглянете на данные по торговле, может служить то, что Германия, как экспортный монстр, заткнула за пояс всех остальных в блоке, заставив их испытывать большой дефицит, в то время как сама Германия значительно продвинулась вперед в торговом финансировании.

Но статья Донована ставит акцент на том, какие страны имеют самый высокий чистый доход за 2010 г. с момента введения Евро.

Эта таблица показывает чистый доход (за вычетом налогов) населения в каждой стране по децильному коэффициенту доходов.

Так , например, вы можете видеть, что все слои греческого населения имели значительный рост доходов, и самые бедные преуспели наилучшим образом. В Нидерландах самые бедные снизили доходы за десятилетие, а богатые обогатились еще больше. Все децили в Германии и Австрии снизили показатели (особенно учитывая, что инфляция съела зарплату у всех ), тогда как Финляндия, Португалия и Испания показывают увеличение доходов.

Эта таблица противоречива, т.к. Греция, Испания и Португалия – далеко не в выигрышной позиции. Донован объясняет, почему это является большой проблемой.

Эта таблица, к сожалению, играет на руку национально- сознательным политикам Евросоюза. Всё убедительнее звучат их аргументы, что периферийные экономики должны просто принять, как должное, снижение уровня жизни, как это сделали главные страны- партнеры.

Снижение жизненных стандартов, а именно чистого дохода населения, предполагает либо уменьшение зарплат, либо еще большую экономию бюджетных денег, либо обе меры одновременно. Почему немцы должны страдать от уменьшения уровня жизни ради поддержания Греции, Испании и Португалии, где уровень жизни значительно возрос за последние годы? Как политическая подачка, это -популистский лозунг.

Однако, такая интерпретация не совсем справедлива. Страны, которые подняли свои жизненные стандарты, имеют самый высокий чистый доход. Некоторые из них, находящиеся на последних позициях в таблице, например, децильный коэффициент доходов Франции, имеют вдвое больший доход, чем такие же показатели Греции в 2010 г. Неравенство доходов в странах зоны Евро снизилось за счет роста чистого дохода ( как правило). Проблема в том, согласятся ли самые бедные слои в самых бедных странах стать еще беднее, чтобы улучшить уровень жизни самых богатых стран. Как однажды обмолвился итальянский премьер-министр, должен быть предел требованиям, предъявляемым к самым бедным странам ( или самым бедным слоям населения в этих странах), чтобы не создать угрозу общественному порядку.

Проблема в том, что эти дебаты – палка о двух концах, так как аргументы одни и те же. Почему одна группа стран должна должна заставить другую группу согласиться со снижением жизненных стандартов? Этот вопрос немцы должны задать грекам : зачем нам увеличение налогов и снижение чистого дохода ради поддержания вашего уровня доходов?. А греки должны спросить у немцев : зачем нам неравенство доходов, если мы уже и так среди самых бедных в зоне Евро, и страдаем от германо-центристской фискальной политики больше, чем от нашей внутренней фискальной политики? Оба вопроса равноценны. Это не облегчает решение проблемы.

Существует еще одна проблема – доходы периферийных государств зоны Евро зачастую сильно раздуты. Когда был введен Евро в этих странах, финансовые долги обесценились, и пришли инвестиционные деньги и вложения капиталов извне. Это одна из причин, почему эта система сейчас в таком хаосе. То есть объявить Грецию, Португалию и Испанию выигравшими от Евро – это все равно что объявить Стоктон в Калифорнии и Феникс в Аризоне победителями строительного бума. Это в целом верно, лишь бы не зашло слишком далеко. Этот коллапс почти неизбежен.

Источник