понедельник, октября 01, 2012

Улучшение потребительских расходов? Возможно, в 4-м

Улучшение потребительских настроений - это как раз то, что необходимо экономике /если не в 3-м квартале, то, возможно, в 4-м/.
Индекс потребительского доверия, рассчитываемый Мичиганским университетом и Reuters, в сентябре снизился до 78,3 с предварительного значения 79,2. Тем не менее, окончательное значение за сентябрь оказалось лучшим месячным значением с мая.
"Рост индекса был обусловлен снижением уровней долга /потребителей/ и повышением стоимости их активов. В основном это связано с повышением курса акций и стоимости жилья", - говорится в отчете.

На следующей неделе будут представлены данные по продажам автомобилей и сопоставимым продажам крупных розничных компаний. Эти данные покажут, способствовало ли улучшение настроений повышению расходов. Однако в настоящий момент потребительский сектор в 3-м квартале выглядит очень слабым. Реальные расходы находятся на пути роста, но этот рост окажется не намного лучше роста на 1,5% во 2-м квартале.

Тем не менее, даже незначительное увеличение расходов в сентябре подготовит почву для роста в 4-м квартале. Это хорошие новости для экономики, которая, похоже, теряет свой главный двигатель восстановления - производственный сектор.

Хотя показатели настроений и расходов не всегда идут нога в ногу, более оптимистичные потребители более склонны идти за покупками, чем те, кто настроен пессимистично.
Таким образом, если настроения останутся оптимистичными, потребители, вероятно, будут более склонны к совершению покупок до конца этого года. Хотя неубедительный рост доходов не будет способствовать сильному увеличению покупательской активности в конце года, расходы потребителей в 4-м квартале могут вырасти более чем на 2%.

Крис Кристофер, старший экономист IHS Global Insight, отмечает, что весь этот год потребительские расходы были неровными.
"В 1-м квартале потребители были склонны тратить большее количество средств и меньше откладывать в связи с улучшением перспектив занятости, а также в связи с не по сезону теплой зимней погодой, - говорит Кристофер. "Во 2-м квартале /расходы/ потребителей снизились, но в июле они продемонстрировали сильный отскок", после чего замедлились в августе.
Препятствием для улучшения потребительских перспектив в 4-м квартале является непринятие мер в отношении федерального бюджета. Финансовые рынки будут особенно склонны к значительным колебаниям, если налогово-бюджетные проблемы не будут разрешены сразу после выборов.

Если рост акций способствовал улучшению настроений в сентябре, то их снижение в будущем быстро ухудшит настроения.